Как известно, ДУТ (датчик уровня топлива в баке) является важным элементом в устройстве топливной системы любого автомобиля, в том числе и Шевроле Нивы. Вполне очевидно, что если указатель не показывает уровень топлива на приборной панели или неправильно показывает уровень горючего, возникают сложности в процессе эксплуатации авто.
В подобной ситуации водитель неизбежно сталкивается с тем, что точно определить уровень в баке не удается, сложно рассчитать, когда необходимо заправляться, высчитать расход горючего и т.д. Далее мы рассмотрим, почему неправильно показывает датчик топлива или не работает указатель уровня топлива в топливном баке Нивы Шевроле, а также как устранить подобные неисправности.
Содержание
Механизм и принцип работы ДУТ
Вид Chevrolet Niva кардинально отличается от советского внедорожника ВАЗ-2121. У приемника сильно изменился интерьер и экстерьер. А, вот конструкция узлов и агрегатов, включая топливную систему, довольно похожи. Например, GM-овские инженеры решили оставить рычажный датчик уровня топлива, как у обычной Нивы, только интегрировали его в корпус бензонасоса. В конструкцию механизма по-прежнему входят:
- Колодки питания для ДУТ и ЭБН.
- Потенциометр.
- Подвижной контакт (бегунок).
- Металлический рычаг.
- Поплавок.
Поплавок всегда остаётся на поверхности, поднимаясь или опускаясь в зависимости от уровня бензина в баке. К металлическому рычагу прикреплён ползунок, который скользит по резистору (потенциометру). При изменении сопротивления на потенциометре, меняется и напряжение, в следствии чего отклоняется стрелка на индикаторе уровня топлива, запитанном в систему. Главный недостаток рычажного механизма любого датчика топлива в том, что, находясь в мёртвой зоне, он способен выдавать параметры с большой погрешностью, вплоть до 20 %, а это 5.8 — 10 л бензина.
Мертвая зона — область вверху бензобака у горловины, или у самого дна. Например, по индикатору топлива бак уже полный, но на самом деле еще можно долить некоторое количество литров. Или наоборот, стрелка уровня обречённо лежит, ярко горит лампочка, а машина ещё едет, и водитель знает, что некоторое количество бензина еще осталось.
Основные неисправности указателя уровня топлива
Нарушение герметичности поплавка. При повреждении пустотелого поплавка внутрь него попадает горючее, из-за чего указатель показывает некорректные данные. Чтобы устранить эту проблему, необходимо снять датчик уровня топлива и отремонтировать или заменить поплавок.
Износ контактной дорожки. Чаще всего топливный бак заполнен на уровне от 30 до 70%. Именно в данном диапазоне наиболее подвержена износу резистивная дорожка. Результат износа очевиден — не работает датчик уровня топлива.
Еще одна причина неправдивых показаний прибора — неправильный изгиб рычага. Как правило, в этом случае диапазон хода стрелки указателя существенно снижается. Исправить ситуацию можно, сняв датчик уровня топлива и скорректировав изгиб. Однако если она повторяется, возможно, бензобак подвергается механическому воздействию. Необходимо осмотреть его на наличие повреждений, если требуется — отремонтировать или заменить.
Зачастую глючат датчики уровня топлива не только при повреждении поплавка. Причиной стрелки, остановившейся на нуле, могут также стать:
- разрыв электроцепи из-за окисления контактов или неисправности проводки;
- выход из строя топливного индикатора;
- поломка потенциометра.
Скачки стрелки связаны с загрязнением, износом реостата и подвижного контакта. Истирание поверхностей этих элементов, образование окисей и налета приводит к нарушению контакта между ними. Индикатор минимального количества топлива может не работать из-за перегорания лампочки или обрыва электрической проводки.
Если не работает указатель уровня топлива, проблема может заключать не только в датчике, но и в самом указателе. Например, иногда заклинивает подвижная обмотка индикатора, из-за этого стрелка не может нормально перемещаться. Часто может не работать датчик уровня топлива после поездок по бездорожью или заснеженным участкам. К поломкам приводит попадание на электроцепь агрессивных химических веществ, которые повреждают контакты и проводку.
Среди других причин неисправностей также выделяют:
- сгорание предохранителей;
- заводской дефект поплавка, вследствие которого внутрь него попадает горючее;
- образование налета на направляющей движения поплавка в ДУТе трубчатого типа.
Иногда можно заметить, что стрелка указателя уровня топлива не работает в обычном режиме, а все время находится на верхней отметке. Наиболее распространенные причины данной неисправности:
- отсутствие соединения между поплавком и подвижным контактом;
- короткое замыкание провода, который подсоединяется к указателю, в результате чего снижается уровень сопротивления в электроцепи.
Про модели для Chevrolet Niva
В магазинах представлены ДУТ производства разных компаний:
- Pekar;
- General Motors;
- Premier и другие.
Их цены и каталожные номера зависят от производителей. Минимальная цена — 300 рублей. Деталь производства GM или другого известного бренда стоит 700-900 рублей.
Проверка
Чтобы «прозвонить» датчик уровня топлива на Шевроле Нива, его необходимо снять. Он установлен в модуле бензонасоса, который в свою очередь закреплён внутри бака. Найти его легко, достаточно откинуть задний ряд сидений. Для проверки понадобится мультиметр, который необходимо переключить в режим омметра.
Подключаем щупы к выходам, перемещаем рычаг вверх и вниз, имитируя полный и пустой бак. Сопротивление должно меняться: в нижнем положении 235–335 Ом, в верхнем 17–25 Ом. При этом никаких скачков параметров быть не должно. Кроме этого рекомендуется внимательно осмотреть механизм на предмет повреждений и окислений, а также плотность контакта ползунка.
Замена своими руками
Для замены ДУТ Нивы Шевроле понадобится отвертка и гаечные ключи.
Порядок выполнения работы:
- Отсоединить минусовую клемму АКБ.
- Поднять заднее правое сидение. Под ним найти крышку на днище Шнивы.
- Снять эту крышку, открутив два винта крестовой отверткой.
- Стравить давление из топливной рампы. Для этого под капотом нужно найти штуцер(такой же как на колесах), открутить его колпачок, и надавить на золотник чем-то подходящим по размеру(предварительно рекомендуем подставить какую-либо емкость, или подложить тряпку, в область вероятного выхода бензина из топливной рампы).
- Отсоединить разъем с проводами.
- Ослабить хомуты и снять два шланга.
- Открутить гайки крепления насоса. Вынуть топливный насос из бензобака.
- Демонтировать уплотнительное кольцо. При необходимости уплотнительное кольцо следует заменить новым.
- От разъема модуля бензонасоса отсоединить фишку питания.
- Аналогичную фишку необходимо отсоединить от бензонасоса.
- Отжать два фиксатора ДУТ и сдвинуть его по пазам корпуса.
- Установить новый датчик . Сборка выполняется в обратном порядке.
После замены ДУТ не помешает проверить исправность сеточки бензонасоса, и при необходимости заменить ее. Когда модуль будет установлен на место, останется подключить минусовую клемму, и произвести проверку исправности работы стрелочного индикатора.