Каждый из нас попадал в ситуацию, когда застрявший автомобиль нужно выдернуть из грязи другой машиной. Но не у каждого из нас был при этом  правильный рывковый трос. Динамические, или рывковые, тросы и стропы радикально отличаются от классических буксирных.

Внешний вид динамической стропы

Главное их отличие – в способности растягиваться и сжиматься с довольно большой силой. С одной стороны, это здорово, потому что позволяет выдергивать тяжелые автомобили из засады без фатальных последствий для обеих машин. С другой – огромный недостаток, поскольку просто так, без подготовки, грамотно использовать их не получится.

Читайте также:  Установка рейлингов на Ниву Шевроле

Отличие от обычного троса

Чем же рывковый или динамический трос отличается от обычного? Дело в том, что он способен растягиваться, а затем с применением большого количества энергии сжиматься.

Читайте также:  Установка шноркеля на Шевроле Нива

Это помогает ему буквально вырывать автомобиль из грязевого плена. Однако делает он это очень мягко, уменьшая нагрузку на узлы обоих транспортных средств.

Как мы знаем, энергия не берется из ниоткуда и не исчезает в никуда. Динамический трос накапливает ее, стремительно растягиваясь. Когда уровень накопившейся энергии достигает критической отметки, трос резко сжимается и тянет за собой прикрепленное транспортное средство. Именно это преимущество делает трос еще и очень сложным в применении.

Читайте также:  Про колпаки на колеса Нивы Шевролее

Желательно, чтобы у водителя, решившего вытащить машину с его помощью, был солидный водительский стаж.

Вытягивание внедорожника

Считается, что тем, кто обзавелся динамической стропой, не обойтись без покупки обычного буксировочного троса. Среди дилетантов этой отрасли укрепилось мнение, что рывковый аксессуар из-за способности растягиваться не сможет сыграть роль гибкой сцепки.
Это заблуждение! Для растяжения ремня требуется большое усилие. Если тягач тянет за собой незастрявший автомобиль, он не будет критично растягиваться, поэтому сможет выполнить функцию буксировки.

Конструктивные особенности

Внешне современный буксирный и динамический стропы похожи и представляют собой плоский или круглый канат, изготовленный из синтетических волокон. Однако:

  • Нити динамического состоят из более тонких волокон и переплетены особым образом, обеспечивающим изделию возможность под нагрузкой удлиняться с уменьшением поперечного сечения и возвращаться в начальное состояние при снятии нагрузки.
  • Эластичное плетение динамических стропов позволяет им при полной нагрузке растягиваться до полутора-двух метров.

Чаще всего выпускаются рывковые (динамические) стропы длиной от 5,0 до 9,0 м, рассчитанные на усилие 5,0…14,0 тонн. Но встречаются и исключения.

Нетрудно подсчитать, что если буксирующий автомобиль к моменту рывка разгонится до 10 км/час, усилие, передающееся динамическим стропом, от нуля до максимума будет возрастать в течении почти трех секунд.

Присоединение троса к автомобилю

Этого достаточно, чтобы минимизировать нежелательные воздействия на несущие элементы кузова или рамы обоих автомобилей.

Применение рывкового троса

  • Несколькими рывками раскачиваем застрявший автомобиль, причем после каждой попытки он сдает назад, чтобы полностью использовать полученные сантиметры свободы, а тягач возвращается на расстояние, достаточное для сокращения длины стропа до первоначальной, плюс участок «разгона».
  • Решающим рывком выдергиваем застрявший автомобиль и пытаемся протащить его возможно дальше.
  • Повторяем всё сначала до полного освобождения неудачника.

При этом требуются достаточно грамотные и согласованные действия обоих участников операции. Неплохо также иметь сообразительного «диспетчера», руководящего процессом понятными жестами и наблюдающего за тросом, чтобы вовремя выдернуть его из-под колес.

Вытаскивание из грязи

Не следует мощному тягачу пытаться вызволить собрата одним мощным рывком. Строп выдержит, но если оторвется буксирная проушина, или лопнет монтажная серьга, он сработает, как рогатка, выстрелив железякой по направлению натяжки.

Совет. В целях безопасности, не рекомендуется использовать очень эластичные динамические тросы, способные резко сокращаться при уменьшении или исчезновении растягивающего усилия.

Если уж попался такой – сделайте простейший «успокоитель» из телогрейки, закрепив её посредине стропа.

Как подобрать длину рывкового троса

Чем длиннее динамическая стропа – тем лучше она проявляет свои динамические свойства, тем мягче и эффективнее она работает. С другой стороны, взять разгон в 12 м + до 27% удлинения (т.е. около 3 м) возможно далеко не всегда, с учетом окружающей среды. Например, в лесу или в условиях городских дорог…

Таким образом, чтобы подобрать длину, оптимальную именно для вас, стоит определиться с условиями эксплуатации.
Основываясь на отзывах пользователей наших строп, можем дать следующие рекомендации:

  • Короткие стропы 5-6 м.
    Цена ощутимо ниже, чем на длинные стропы.
    Удобны для использования в условиях «тесноты». Например, в лесу или в городе (для извлечения автомобиля из кювета, выдергивания из сугроба и т.п.).
    Универсальны: в соответствии с ПДД также могут использоваться в качестве буксировки на дорогах общего пользования. Более того, качественная динамическая стропа намного комфортнее обычной буксировки: она сглаживает рывки (например, на светофорах), есть возможность подрабатывать тормозом, при остановке проще держать стропу натянутой. Это особенно актуально при буксировке по пересеченной местности. Не забудьте повесить на стропу светоотражающие флажки в соответствии с требованиями ПДД!
  • Стропы средней длины 7-9 м.
    Оптимальное сочетание рабочих характеристик и цены. Стропа работает достаточно мягко, но в то же время имеет приемлемую длину для использования в достаточно «тесных» условиях.
  • Длинные стропы 10-12 м.
    Стропа работает очень мягко. Удобна для использования на открытых пространствах (поле, ковровая болотистая местность и т.п), либо на прямых участках дороги.
    В случае экстренной необходимости, можно сложить стропу пополам и также использовать в качестве буксировки, не противоречащей ПДД.
    Кстати, при необходимости, мы можем изготовить стропу произвольной длины (до 95 м), под ваши нужды!

Динамическая стропа tplus

Длину любой стропы можно увеличить, соединив ее с буксировочным ремнем, удлинителем лебедочного троса, либо (в худшем случае) с другой динамической стропой. При этом обязательно соблюдать повышенные меры безопасности!

  1. Для соеднения строп обязательно используйте софт-шаклы!
    Нагрузки, действующие на стропу, в сочетании с эластичным удлинением, превращают систему в огромную “рогатку”! Стальной шакл в этом случае становится килограммовым снарядом, попадание которого в машину наносит огромный ущерб, а попадание в человека гарантированно повлечет тяжелые травмы! Вплоть до летального исхода!
  2. Буксировку для удлинения динамической стропы стоит выбирать не менее, чем с трехкратным запасом прочности!
    Тут как раз работает принцип «чем прочнее – тем лучше».
  3. Обязательно наличие как минимум одного гасителя троса или его аналога!
    В идеале – по гасителю на каждый задействованный строп.

Длину любой динамической стропы можно уменьшить сложив ее пополам. Но учтите, что при этом стропа станет в два раза прочнее, а, следовательно, рывок станет намного «жестче».

Производители

Их много, выбор не будет сводиться всего к паре наименований. В топ обязательно войдут следующие компании.

  • «РИФ». Эта компания производит различные аксессуары, тюнингующие внедорожники. Нельзя сказать, что автомобильные стропы здесь представлены в широком ассортименте, но восьмиметровые и девятиметровые тросы точно найдутся. Да они и самые востребованные, как ни крути. Отрадно, что компания изготавливает свою продукцию с учетом климатических условий ряда самых больших российских регионов, а потому эксплуатационные качества зачастую лучшие.
  • ARB. Австралийский бренд очень популярен и, возможно, просит за свою продукцию немножко побольше, чем средний производитель на рынке. Рассчитаны тросы компании на 8, 11 и 15 тонн. Выглядят они как тканые ленты, сделаны из нейлона. Длина всегда 9 м, но она считается универсальной.
  • KennyMaster. Также отечественный бренд, обслуживающий внедорожники. Производит рывковые тросы, рассчитанные на самую разную нагрузку (от 4,5 до 15 тонн). Длина у таких ремней варьируется: каждая нагрузка имеет несколько возможных тросовых длин. Стоимость продукции считается демократичной.
  • 4×4 Sport. Еще одна российская компания, имеющая тросы, готовые к нагрузкам даже в 18 тонн. То есть с помощью этого устройства можно вытянуть даже крупногабаритную технику.
  • Стропа динамическая T-plus. Тоже российский бренд с широким ассортиментом строп. Изделия находятся в средней ценовой нише.
  • Динамический строп Secura pro. Легче многих строп с аналогичным тоннажем, отличное эластичное растяжение, не требует межрывкового отдыха, очень высокая износостойкость – все это о продукции данного бренда. Сама компания уверяет, что если и допускает рост цены на свои стропы, то и качество приспособлений растет вместе с ценой.